Успешные практики внутривузовского поиска и сопровождения талантов
Успешные практики внутривузовского поиска и сопровождения талантов
В соответствии с поручением Комиссии при Президенте Российской Федерации по развитию системы поддержки талантливых детей и молодежи и совершенствованию проведения ЕГЭ Российский Союз ректоров провел исследование успешных практик внутривузовского сопровождения одаренной молодежи. В исследовании приняло участие 146 государственных вузов из всех федеральных округов и отраслей экономики.
В направлении выявления таланта вузы в качестве апробированных форм работы с талантливыми детьми и молодежью выделили олимпиады, выставки, круглые столы, конкурсы профессиональной направленности, научные конференции и выделение финансовых средств и специальных премий.
В направлении обучения талантливых детей и молодежи в качестве приоритетных среди апробированных форм вузы выделили работу по индивидуальному плану, ролевые игры, специальные лекции, практические (тренировочные) занятия, межвузовские семинары и задания повышенной сложности.
В направлении трудоустройства молодых талантов в качестве основных среди апробированных форм вузы выделили доступ к научным библиотекам, индивидуальную научно-исследовательскую работу, подготовку публикаций, участие в научных экспедициях, поисковые акции при музеях, индивидуальные выставки, участие в днях карьеры, специализированные стажировки и практики и индивидуальную работу на учебно-профессиональных предприятиях.
В направлении социализации талантливых детей и молодежи в качестве главных среди апробированных форм вузы выделили формирование творческих мастерских, участие в брейн-рингах и КВН, философских и туристических клубах, спортивных секциях и соревнованиях, а также в благотворительных акциях. В качестве новой формы работы по этому направлению вузы отметили формирование социальных зачеток, которые базируются на общественном мнении об учащемся, сформированном его однокурсниками и преподавательским составом, и формирующим критерии предоставления или лишения обучающегося для льготного (экстернат и т.п.) прохождения сессии.
Среди новых направлений работы с талантливыми детьми и молодежью вузы выделили информационное. В качестве одной из основных форм работы по этому направлению вузы выделили мероприятия по автоматизации и институализации процесса отбора талантливой молодежи за счет формирования специальных вузовских комиссий и четкого перечня критериев и процедур отбора молодых талантов.
Другой популярной формой работы с талантливыми детьми и молодежью по информационному направлению вузы назвали формирование социальных сетей, способствующих выстраиванию неформальных связей между учеными, работодателями и молодыми талантами.
Еще одной важной формой работы в этом направлении вузы отметили создание интерактивных баз данных о компетенциях молодых талантов, запросов работодателей и научных учреждений, а также научной литературы, способствующих увеличению вероятности успешной трудовой траектории талантливой молодежи.
Отмечается, что данные исследования свидетельствуют о потере преемственности между старшим и подрастающими поколениями в сфере образования. Если 40% ученых вуза в возрасте до 35 лет, окончивших аспирантуру, являются бывшими участниками школьных олимпиад, то современные студенты не активны. Менее 50% публикуются в российских журналах. Менее 0,5% публикуются в зарубежных журналах.
Большинство участников студенческих олимпиад сосредоточено в сфере гуманитарных наук – 19,4%. Следующим направлением по количеству участников студенческих олимпиад являются науки в сфере технологии продовольственных продуктов и потребительских товаров – 12,7%. Замыкает тройку лидеров науки в сфере экономики и управления – 10,4%. Четвертое место за естественными науками – 7,8%, а пятое, шестое и седьмое – за образованием и педагогикой – 7,4%, социальными науками – 7,3% – и информатикой и вычислительной техникой – 6,7%, у которых по 7% от общего количества участников студенческих олимпиад. Восьмое – за металлургией, машиностроением и материалообработкой – 6,2%. Девятое – за физико-математическими науками – 4,7%. А замыкают десятку лидеров – науки в сфере химической и биотехнологий – 3,7%. Суммарно в этих десяти направлениях сосредоточено 86% всех участников студенческих олимпиад.