Новые подходы к выявлению Совершенства в образовании Финляндии
Новые подходы к выявлению Совершенства в образовании Финляндии
Концепция совершенной организации впервые была структурирована в виде модели Европейским фондом менеджмента качества EFQM, которая определяет совершенные организации, как те, которые стремятся удовлетворять все заинтересованные стороны своими достижениями и тем, как они их добиваются.
Понятие совершенства в высшем образовании прочно вошло в лексикон современного мирового образовательного сообщества. Важнейшую роль в этом играет выявление совершенства, стимулирование и признание лучших, лидирующих, максимально эффективных вузов и образовательных программ.
Для определения методологических требований для разработки и применения адекватных подходов и процедур выявления и оценки совершенства в высшем образовании, весной 2012 года ENQA создала специальную рабочую группу под руководством Карла Диттриха, председателя Аккредитационной организации Нидерландов и Фландрии – NVAO.
Тон работы группе задала Хелка Кекалайнен, вице-президент ENQA, генеральный секретарь Финского совета по оценке качества высшего образования – FINHEEC, которая открыла апрельский форум организаций-членов ENQA (Париж, Франция, 2012) выступлением на тему «Перспективы гарантии качества: акцент на превосходстве в высшем образовании».
На протяжении последних пятнадцати лет в Финляндии реализуется проект, направленный на выделение в университетах страны «центров академического превосходства» (Centres of Excellence).
В Финляндии университеты специализируются по одному или нескольким ведущим направлениям своей работы. В ходе данного процесса количество университетов сократилось, хотя результаты этого процесса полностью будут видны в ближайшем будущем. Роль университетов в обществе увеличилась, и одновременно их сфера деятельности стала более конкурентной.
Цели инициативы – подчеркнуть значимость качества образовательного процесса в вузах наряду с проводимыми в них научными исследованиями, повысить качество образования и его соответствие запросам современного общества, обеспечить поддержку непрерывному совершенствованию образования. Процедурой внешней оценки охватываются как образовательные программы, так и в целом факультеты, институты, претендующие на статус Centres of Excellence. В состав экспертных комиссий входят зарубежные и финские специалисты. Критерии оценивания соотносятся с общепринятыми Стандартами и Рекомендациями ENQA.
Особенностью финского проекта является то, что Стандарты и Рекомендации ENQA используются более гибко для получения экспертами общей картины о подразделениях, обнаружения и распознания истинного качества их деятельности. Взаимодействие, выходящее за рамки отдельно взятых дисциплин, вузов и подразделений, международное сотрудничество и партнерство оцениваются экспертами как положительные факторы развития.
Проект FINHEEC показал определенные «точки роста». Это относится к методологии оценки гарантий качества, способности проекта к непрерывному развитию и инновациям в образовании. Однако проект вызвал также много вопросов: - Адекватно ли выбраны показатели для измерения качества образования? - Как более эффективно распространять лучшие практики? - Как учитывать специфические характеристики междисциплинарного образования? - Что следует понимать под «подразделениями»: факультеты, кафедры, программы, отделения аспирантуры, кластеры программ? - Какова должна быть квалификация эксперта, и на чем делать акцент – на компетентности в определенной области знаний или знании и опыте в области высшего образования в целом?
Так что на сегодня вопросов больше, чем ответов.
По материалам журнала «Аккредитация в образовании»
Источник: http://www.akvobr.ru/prevoshodstvo_v_vysshem_obrazovanii.html